У детей с ДЦП нарушено формирование всех двигательных функций. Если ребёнок овладеет основными двигательными навыками, научится удерживать голову, туловище, сможет выполнять целенаправленные движения, то это будет способствовать своевременному развитию речи и психики.
  Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича. Для спастической формы заболевания характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц. При гиперкинетической форме тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребёнку ходить и сохранять равновесие. Астеническо-астатическая форма отличается пониженным тонусом всех групп мышц, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. При этом двигательные нарушения тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.
 Поражение центральной нервной системы нарушает работу мы шеечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.
  Если родители будут подменять действия ребёнка, то это может привести к остановке его развития, росту чувства страха, зависимости от посторонней помощи и потере самостоятельности. Поэтому детям, страдающим нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и ДЦП, необходима ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание, основная задача которого — развитие и нормализация движений.

 

Нормализаторы движения
Множество реабилитационных центров и родителей уже оценили вклад велосипедов для детей с нарушением ОДА и ДЦП в процесс реабилитации и социальной адаптации детишек. Велосипед помогает им не только развивать функции опорно-двигательного аппарата, но и находить общий язык друг с другом и окружающей средой. Компания N. V. Vermeiren N. V. (Бельгия), производитель инвалидных колясок и реабилитационного оборудования, выпускает специализированные (реабилитационные) велосипеды уже более 50 лет. За это время накоплен большой опыт, что позволило создать линейку уникальных трёхколесных велосипедов для взрослых и детей с нарушением ОДА и ДЦП. Широкий спектр опций позволяет настроить каждый велосипед под нужды конкретного больного. Кроме того, велосипед можно переделать под домашний тренажёр, чтобы крутить педали, невзирая на погоду.

 

Одним из наиболее эффективных и доступных средств реабилитации и социальной адаптации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП считаются специальные велосипеды.

 

Ортопедические велосипеды существенно отличаются от обычных велосипедов:

  • специальной конструкцией рамы;
  • специальными креплениями на педалях как для стоп, так и для голеней;
  • функцией нейтрале (возможностью крутить педали, оставаясь на месте);
  • устойчивостью;
  • лёгким ходом, маневренностью;
  • дополнительными креплениями для поддержки спины и головы

Ритмичное чередование сокращений и расслаблений мышц нижних конечностей в процессе езды на велосипеде позволяет стимулировать двигательные функции, нормализовать мышечный тонус, формировать схему поочерёдного движения ног, активизировать подвижность голеностопного и коленного суставов. Выполнение целостного кругового движения каждой ногой способствует появлению чувства опоры у детей, для которых такого рода движения ранее были затруднены. Езда на велосипеде помогает закреплять правильное положение головы и туловища и развивает чувство равновесия. Удержание руля способствует сохранению среднесогнутого положения рук, вырабатывает правильный захват кистью и улучшает опорную функцию рук.

 

Положительная динамика

Исследования, связанные с использованием специальных трёхколесных велосипедов в качестве физической нагрузки для детей с нарушением ОДА и ДЦП, доказали положительную динамику развития моторной деятельности, улучшение выносливости во время ходьбы, сердечнолёгочную натренированность.

 

 

Специализированные трёхколесные велосипеды — это оптимальный вариант физического развития детей с нарушением ОДА и ДЦП.